Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации Федеральный бюджет рф на

Сложная экономическая ситуация в России заставляет задумываться наперед о том, какая жизнь ожидает в будущем нас, простых граждан. Будущее обычных людей напрямую зависит от того, какой политики собираются придерживаться власть имущие в наступающем периоде. Сегодня мы узнаем о том, каков будет бюджет России в 2017 году.

Особенности федерального бюджета РФ на 2017 год

Как известно, бюджет РФ разрабатывается сразу на 3 года вперёд, потому уже сейчас можно говорить о том, какими будут бюджетные показатели России в 2017-2019 годах. Однако, цифры в этом бюджете, со временем, под воздействием различных факторов и обстоятельств могут быть изменены, в т.ч на изменение различных бюджетных показателей очень существенно может повлиять — мировая политика и экономика.

Следует отметить, что федеральный бюджет на 2017-2019 г ., принят Госдумой — 9 декабря 2016г. и подписан президентом РФ — 20 декабря. Бюджет страны рассчитывается из множества факторов. Далеко не последнее влияние на него оказывает курс доллара, общая политическая обстановка на внешней арене и пр. Кроме того, большое влияние на экономику страны оказывают введенные санкции и ответные меры на них. Принятый Федеральный закон о бюджете вступит в силу с 01 января 2017 года.

Бюджет России 2017 в цифрах

Доходы — составляют 13488 миллиарда рублей.

Расходы – 16241 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета – 2753 миллиарда рублей. Планируется уменьшить дефицит бюджета за предстоящие 3 года до 1.1 млрд рублей. Аналитики рассчитывают, что в 2017 г. уровень бюджетного дефицита уменьшится на 15%. Однако все в один голос утверждают, что сокращение это может произойти только за счет уменьшения расходов государства, в том числе, и на нужды населения.

Таблица доходов и расходов бюджета РФ на 2017 год

Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 24 ноября 2017 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.

В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.

Общие параметры бюджета РФ на 2018 год

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.

В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее – 1,332 трлн руб.), в 2019 году – до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году – до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).

Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее – 15,182 трлн руб.), в 2019 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее – 16,515 трлн руб.), в 2019 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).

Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).

Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.

Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.

При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов – это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.

Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.

Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.

Статьи расходов

С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:

  • общегосударственные расходы – 1,135 триллиона рублей;
  • национальная оборона – 1,121 триллиона;
  • безопасность и правоохранительные структуры – 1,270 триллиона;
  • поддержание национальной экономики – 2 292 триллиона;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 58,2 миллиардов рублей;
  • охрана окружающей среды – 76,4 миллиардов;
  • образование – 568 миллиардов рублей;
  • культура и кинематография – 94 миллиарда;
  • здравоохранение – 377 миллиардов;
  • социальная политика – 5,08 трлн рублей;
  • СМИ – 73,4 миллиардов рублей;
  • физкультуру и спорт – 89,7 миллиардов;
  • обслуживание государственного долга – 729 миллиардов рублей;
  • межбюджетные трансферты – 783,5 миллиардов рублей.

Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.

Что входит в общегосударственные вопросы

В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Расходы на оборону и безопасность

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. Однако нынешние затраты во многом – это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.

Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений – в образовании, обустройство жилья военнослужащих – в ЖКХ и т.д.

Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

  • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
  • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
  • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Судьба приоритетных национальных проектов

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

  • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
  • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
  • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
  • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
  • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
  • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
  • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
  • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
  • Экология – 20,19 млрд рублей

Социальная политика во главе бюджета

Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2018 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.

Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.

Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.

Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.

Источники доходов

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на алкоголь, табак, топливо
  • Налог на прибыль предприятий

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать , в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

В пятницу, 9 декабря, Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении проект федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал его "оптимальным, но жестким". 99 из 414 голосовавших депутатов высказались против принятия госбюджета. В чем заключается спорность документа и каковы его основные параметры, выясняла DW.

Дефицит сохранится. Резервный фонд будет исчерпан

Согласно принятому закону, доходы бюджета в 2017 году составят 13,5 трлн рублей, расходы - 16,2 трлн рублей. Дефицит, таким образом, прогнозируется на уровне 2,8 трлн. Финансировать его предполагается за счет средств Резервного фонда, который, как ожидается, будет исчерпан уже в следующем году, а также за счет Фонда национального благосостояния - в нем к концу 2017 года останется 4,2 трлн рублей.

Ожидается, что ВВП будет расти: с 0,6% в 2017 году до 1,7% в 2018-м и 2,1% в 2019-м. Инфляция в ближайшие три года прогнозируется на уровне 4%. Курс доллара к рублю, на который предлагается опираться, составит 67,5 рубля за доллар в 2017 году и затем будет повышаться - до 68,7 в 2018-м и 71,1 рубля в 2019 году. Депутаты заложили в бюджет цену на нефть в размере 40 долларов за баррель. При этом МВФ дает на 2017 год прогноз в 50,6 долларов за баррель с последующим ростом, а Всемирный банк - 55,2 доллара.

Тем не менее эксперты позитивно оценили консервативность подхода законодателей. Как отмечается в заключении Института экономической политики имени Гайдара и РАНХиГС на проект бюджета, "учитывая существующие риски и факторы неопределенности, консервативный подход при формировании доходной части федерального бюджета представляется оправданным".

Более трети всех расходов - по оборонным и секретным статьям

Бюджет предполагает, что оборонные и секретные расходы (в основном приходятся на раздел "Национальная оборона", а также на разделы "Национальная экономика", "Здравоохранение", подразделы "Дошкольное образование", "Периодическая печать" и другие) в следующем году будут снижены более чем на 20%. Военные расходы - до 2,836 трлн, секретные - до 2,771 трлн рублей. В совокупности расходы на эти статьи более чем в 15 раз превышают расходы на здравоохранение и почти в 10 раз - на образование.

Как говорится в заключении Института Гайдара и РАНХиГС, "среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия - один из рекордсменов по величине расходов на оборону". Так, по подсчетам экспертов, если доля оборонных затрат в российском бюджете составляет почти четверть всех расходов, то в США, имеющих колоссальный военный бюджет, эта доля составляет всего 15%, а в ФРГ - 11%.

Также у экспертов вызывает критику избыточное число секретных статей, создающих непрозрачность бюджета. "Доля закрытых расходов более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах", - отмечают авторы заключения. По их словам, это противоречит закону "О гостайне", допускающему секретность лишь для расходов бюджета в области разведки, оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

На образование и здравоохранение потратят всего 5,8% всех расходов

Расходы на образование в следующем году вырастут на 2% - до 568,5 млрд рублей. При этом больше всего - на 29,5% - увеличатся траты по статье "молодежная политика", которые составят 2,3 млрд. А вот на дошкольное образование ассигнования сократятся на 45,2% - до 3,2 млрд, на общее образование их урезали на 38,3% - до 17,7 млрд. Самая затратная статья - высшее образование. По ней расходы увеличатся на 3,2% - до 497,3 млрд.

Здравоохранение получит из федеральной казны в 2017 году почти на четверть меньше средств, чем в нынешнем году - всего 364 млрд рублей. Как отмечают эксперты Института имени Гайдара и РАНХиГС, "относительная величина госрасходов на здравоохранение в России значительно ниже, чем в развитых странах, и не соответствует реальному уровню экономического развития страны".

Социальные расходы растут, уровень бедности не снижается

На социальную политику в 2017 году будет выделено более 5 трлн рублей (на 28,2% больше, чем в 2016 году). При этом эксперты указывают на то, что резкий рост ассигнований не ведет в России к снижению уровня бедности в стране. С 2008 до 2015 года число бедных составляло 13,4% от всего населения, несмотря на то, что за эти годы расходы на социалку выросли более чем на 200%.

Контекст

Как пояснил DW завлабораторией бюджетной политики Института имени Гайдара Арсений Мамедов, проблема заключается в том, что выплаты носят недостаточно индивидуальный характер: "По-прежнему существует довольно много категориальных льгот, а адресная проверка нуждаемости проводится недостаточно. Большие суммы в итоге размазываются по всем получателям, при этом далеко не все из них реально нуждаются".

Производительные расходы сокращаются , развития нет

Одной из ключевых претензий, высказываемых экспертами в отношении принятого бюджета, является то, что он, по выражению депутата Алексея Журавлева, является "бюджетом терпения", а не развития. Одна из причин - сокращение так называемых производительных расходов более быстрыми темпами, чем непроизводительных.

К первым, по словам Арсения Мамедова, относятся расходы, которые ведут к ускорению темпов экономического роста. Это, главным образом, затраты на человеческие ресурсы (здравоохранение, образование и т.п.), а также инфраструктуру. К непроизводительным - остальные: на госуправление, оборону и т.д.

Кстати, расходы на инфраструктуру в ближайшие годы будут сокращаться, и особенно значительно - на транспорт. В номинальном выражении снижение год к году в 2017-м, 2018-м и 2019 годах составит 14%, 12% и 30% соответственно. По мнению аналитиков, это ставит под угрозу многие инфраструктурные проекты.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов заявил DW, что, по его убеждению, российским властям в принципе не удастся решить экономические проблемы и перейти к росту при помощи повсеместного сокращения расходов. По его выражению, необходимо кардинальное изменение экономического вектора в сторону увеличения расходов и стимулирования за счет этого потребительского спроса и промышленного производства.

Смотрите также "Как Россия накапливала и расходовала свой Резервный фонд":

Начало 10-х годов 21 века ознаменовалось резким увеличением сторонников теории о «российской супердержаве» и «особенной» роли российского государства в мире. Но ситуация в мире серьезно изменилась после падения цен на энергоносители в 2014 году, что намного поубавило ряды приверженцев «вставания с колен».

На самом деле все довольно просто: Россия, с начала 2000-х годов, жила на деньги от продажи нефтеуглеродов, которые сильно выросли на фоне растущей мировой экономики. Никакой реальной конкурентной экономики, которая бы могла предложить миру качественные продукты, в РФ за годы «нефтяного изобилия» не было создано, а большинство вырученных средств от продажи нефти и газа, банально были разворованы и остались в карманах чиновников.

Но давайте обратимся к языку цифр, чтобы определить, является ли Россия такой могущественной и богатой, как утверждают некоторые российские политики, сравнив величину государственных бюджетов России и других стран мира за 2016 год.

Государственные бюджеты ведущих стран мира за 2016 год

Страны Млн. долл. США
1 США 3 251 000
2 КНР 2 426 000
3 Германия 1 515 000
4 Япония 1 439 000
5 Франция 1 253 000
6 Великобритания 1 101 000
7 Италия 876 000
8 Канада 585 000
9 Испания 473 600
10 Австралия 425 700
11 Нидерланды 336 500
12 Республика Корея 291 300
13 Мексика 259 600
14 Швеция 250 800
15 Индия 236 000
16 Бельгия 226 800
17 Швейцария 221 900
18 Норвегия 230 300
19 Россия 216 000
30 Венесуэла 203 400

Как видно из приведенной выше таблицы, размер российского не входит даже в первую 15-ку бюджетов стран мира, его величина меньше, чем у Бельгии и Швеции (!), в 7 раз меньше, чем у Германии, в 12 раз меньше, чем у Китая и 16 раз меньше, чем у США. К слову, расходы тех же США превышают федеральный бюджет России в 3 раза.

Федеральный бюджет России на 2017 год: конец истории

Новым Федеральным бюджетом на 2017 год ни правительство, ни Госдума ничем не удивили: это бюджет проедания и продолжения агонии социально-экономической модели, утвержденной в начале 2000-х годов. Не смотря на падение уровня жизни населения в уходящем году, продолжилась тенденция по укреплению власти за счет силовых ведомств, на которые в бюджете страны денег не экономят. Так на военные расходы и силовые ведомства в новом бюджете заложено около 4,7 трлн. рублей, что превышает совокупные расходы на здравоохранение, образование и культуру более чем в 4 раза. Бюджет страны рассчитан из среднегодовой цены нефти марки Urals 40 за баррель, что является оптимистическим сценарием, учитывая мировые тенденции, а также приход в США республиканской партии во главе с Дональдом Трампом, обещающими открыть доступ на мировой рынок американской нефти.

Одним из наиболее важных и ожидаемых россиянами финансовых документов в нашей стране без преувеличения можно назвать федеральный бюджет. Он содержит основную информацию о планируемых денежных потоках в России: доходные составляющие, ожидаемые расходы. Бюджет отражает в цифрах все мероприятия, программы и выплаты, запланированные нашим Правительством.

Формирование и исполнение документа регламентировано законодательно. Так, на будущий финансовый год он подписан и открытая информация из него уже доступна. О том, какой принят бюджет России на 2017 год в цифрах – читайте в статье ниже.

Структура планируемого госбюджета

Что же представляет собою этот документ? Он составляется Правительством РФ на основании прогноза социально-экономического развития, который содержит в себе предполагаемые параметры влияющих на доходы страны показателей. Из них формируются ожидаемые статьи доходов. Затем доходная часть распределяется на необходимые нужды страны.

Составленный документ направляется в Государственную Думу на рассмотрение. Одобрить его должны в трех чтениях, после внесения возможных поправок. На сегодняшний день принят бюджет России на 2017 год в части прогноза развития и доходов.

Прогнозируемые величины

На какие цифры ориентируется руководство страны в ближайшем будущем? Базовый сценарий, являющийся основой бюджета, содержит прогнозируемые величины:

  • Цена на нефть: 40$;
  • Курс доллара (в среднем за год): 67,5-71 рублей;
  • Валовой внутренний продукт: 86,8 трлн. рублей (рост 0,6%);
  • Инфляция (рост потребительских цен): 4%.

Доходы

Бюджетные поступления в будущем году составят 13,42 трлн. рублей. Соответствующий бюджет России на 2017 год в долларах составит порядка 200 млн. Это соответствует доходам бюджета 2016 года практически полностью. Доходная часть бюджета состоит из следующих основных поступлений:

Нефтегазовый сектор (5029 млрд. руб.):

  • Таможенные пошлины.

Прочие (8408 млрд. руб.):

  • Акцизы (алкоголь, топливо, табачная продукция);
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Таможенные пошлины;
  • Прочее.

Для сравнения приведем соотношение в 2012 году: 50,2% - доходы от нефтегазового сектора и 49,8% - все остальные. Сейчас же доходы от нефтепромышленности меньше остальных на треть. Данное распределение не требует комментариев и сразу отвечает на один из популярных вопросов – насколько сильно Россия зависима от нефти.

Расходы

Согласно бюджету, расходы ожидаются в размере 16,18 трлн. рублей. Это на 425 млрд. руб. меньше предыдущего года, но на 2,75 трлн. больше доходов.

Расходная часть бюджета страны вызывает куда больше разногласий у депутатов. После первого чтения было внесено порядка 500 поправок, 3 из 4 партий оказались против предлагаемого документа. Рассмотрим статьи расходов принимаемого бюджета.

  • Общегосударственные вопросы: 1170 млрд. руб. (+72 млрд. к прошлому году);
  • Национальная оборона: 2840 млрд. руб. (- 1000 млрд. руб.);
  • Национальная безопасность: 1968 млрд. руб. (+25 млрд. руб.);
  • Экономика: 2292 млрд. руб. (+124 млрд. руб.);
  • ЖКХ: 30 млрд. руб. (-30 млрд. руб.);
  • Охрана окружающей среды: 76 млрд. руб. (+11 млрд. руб.);
  • Образование: 568 млрд. руб. (+10 млрд. руб.);
  • Культура и кино: 94 млрд. руб. (+2 млрд. руб.);
  • Медицина и здравоохранение: 377 млрд. руб. (-89 млрд. руб.);
  • Социальная политика: 5080 млрд. руб. (+450 млрд. руб.);
  • Спорт: 86 млрд. руб. (+20 млрд. руб.);
  • Средства массовой информации: 74 млрд. руб. (-2 млрд. руб.);
  • Госдолг: 729 млрд. руб.(+89 млрд. руб.).

После второго чтения часть расходов была перераспределена. Как можно видеть, в будущем году возрастут вложения в экономику. Планируется направить значительные средства на поддержку малого и среднего бизнеса, а также субсидировать регионы. Бюджет МВД России на 2017 год также планово увеличен. Добавлены средства на реконструкцию спортивных учреждений, дополнительные субсидии ждут региональные СМИ.

Военный бюджет России на 2017 год (раздел Национальная оборона) будет снижен, и составит 73% от прошлогоднего. В 2 раза урежут расходы на ЖКХ.

Однако не все расходы государственной казны доступны: 18% из них не являются открытыми данными и засекречены.

Дефицит

Дефицит бюджета России на 2017 год все же имеет место, несмотря на планируемый рост экономики и значительно сниженные (на 425 млрд. руб.) расходы. Его величина весьма значительна – 2,75 трлн. руб., что составляет пятую долю доходной части или 3,16% ВВП.

Согласно проекту на последующие 2018-2019 года его размер будет постепенно снижаться, однако за эти три года полностью избавиться от дефицита денежных средств в казне не получится, даже в условиях строжайшей экономии.

Если проанализировать динамику финансовых поступлений в государственный бюджет, то можно увидеть: дефицит обусловлен сокращением доходности нефтегазового сектора. В настоящее время перед правительством стоит цель не только сокращать дефицит бюджета, но и снизить нефтяную зависимость, переориентировав экономику на новую инвестиционную модель развития.

Откуда разница?

Дефицит бюджетных средств в Российской Федерации имеет место уже не первый год, и все предыдущее время он компенсировался из Резервного Фонда. Оставшийся там на сегодняшний день 1,15 трлн. рублей будет израсходован уже в первые несколько месяцев, однако даже этих денег не хватит на финансирование необходимых расходов.

Каким же образом будут изыскиваться средства на оставшиеся почти 2 трлн. рублей? Последние новости о бюджете России на 2017 год озвучивают решение частично воспользоваться Фондом национального благосостояния. Почти 67- млрд. рублей будет использовано на актуальные нужды. Также будет осуществлено размещение облигаций займа на внутреннем рынке на сумму около 2 трлн. рублей. Такое решение было предложено Министерством Финансов, и, судя по всему, достойных альтернатив у него нет.

Среди прочих возможностей сокращения дефицита следует назвать внесение поправок в Налоговый Кодекс, в результате чего увеличившаяся налоговая нагрузка частично поможет в сложившейся ситуации. Так, возрастет налог на добычу полезных ископаемых на нефтепродукты и газ, повысятся акцизы на топливо - дизель и бензин пятого класса. Вино, табачные изделия и электронные сигареты также будут облагаться повышенными ставками.

Заключение

Кризис 2014 года показал все несовершенства существующей сейчас в России экономической модели. Значительная зависимость от доходов лишь одного сектора экономики, отсутствие должных денежных запасов и прочие моменты, касающиеся политической направленности, требуют пересмотра и перестроения в соответствии с потребностями времени.

Однако тот политический курс, которой был выбран Правительством для стабилизации ситуации в стране, показал себя как достаточно эффективный. Экономика показывает рост, зарубежные аналитики раз от раза улучшают собственные прогнозы относительно социально-экономического развития России. Поэтому есть основания полагать, что запланированное устранение дефицита бюджета за 3 года должно осуществиться.

Похожие публикации