Есть ли детские приюты в японии. Система воспитания ребенка в японии

Непосвященному человеку должно быть сложно понять традиции усыновления в Японии. Усыновление взрослых людей – макоёши – древняя практика, с помощью которой японцы избирают наследников, чтобы передать им свой семейный бизнес.

Семейная бизнес-модель

Старейший семейный бизнес в мире, согласно книге рекордов Гиннеса, работает в Японии уже 1300 лет и насчитывает 47 поколений руководителей. Это отель Зенгро Хоши, который непрерывно возглавляют наследники – их зовут Зенгро Хоши. Если у семьи рождаются только дочери, то семья находит для них мужа, который и принимает эти имя и фамилию.

Это макоёши (婿養子) – «усыновленный зять». Между тем, именно такой способ передачи наследства позволяет семейным компаниям всегда оставаться на плаву, не давая сыновьям проматывать состояние. Многие компании в Японии передают бразды правления именно таким способом. Например, глава автопроизводителя Suzuki – – является уже четвертым усыновленным главой корпорации.

Поскольку в Японии низкий уровень рождаемости (часто в семье рождается только один ребенок), поиск наследника становится важной задачей для многих семей. Кандидатов ищут даже через специальные социальные сети и агентства. Так семья может найти наследника, а наследник – семью. Целью этого брака будет ведение семейного бизнеса отца жены, при этом хорошие личные отношения между супругами, как утверждается многими экспертами, также являются необходимой составляющей. Когда семья выбирает кандидата в макоёши, она проверяет его репутацию и совместимость с женой: нет ли у него долгов, правильно ли у него расставлены приоритеты и т. п.


Семейные ценности по-японски

Эти традиции тесно переплетены со структурой японского общества, где семья играет важную социальную роль. Каждая семья должна вести свой семейный регистр, куда заносятся данные о многих поколениях членов семьи: рождение, брак, усыновление, развод, смерть и т.п. При этом дочери или сыновья могут переходить в регистр другой семьи (после брака или усыновления), либо начать свой собственный.

Особенную роль здесь играет пол – именно старшие сыновья как правило возглавляют семью и становятся во главе бизнеса. Однако, когда родные сыновья недостаточно компетентны, глава семьи может предпочесть усыновить другого человека, который не промотает первым делом все состояние, а отнесется к нему со всей ответственностью.

Когда макоёши меняет свою фамилию на фамилию жены и формально становится сыном своего тестя, он не разрывает связей со своей старой семьей. Напротив, такое усыновление может быть предметом гордости для биологической семьи, поскольку унаследовать хороший семейный бизнес – это значительная перспектива для их сына.

Сироты остаются сиротами

Несмотря на то, что Япония является одной из самых экономически развитых стран мира, проблема сиротства там тоже присутствует.

В 2012 году более 80 тыс. человек было усыновлено в Японии – это один из самых высоких показателей в мире. Правда, 90% из них были 20 или 30-летними людьми. При этом около 36 тыс. детей-сирот живут в приютах (по данным на 2009 год). Для сравнения, в России более 100 тыс. детей живут в казенных учреждениях, при том что японцев на 14 млн. человек меньше, чем россиян (127,8 против 141,9 млн. человек).

Многие из детей, живущих в приютах, имеют законных родителей. В Японии семьи редко лишают родительских прав – только в крайних случаях. Поэтому дети могут жить там до совершеннолетия, хотя семья их может даже не навещать. Таких детей нельзя усыновить, поскольку их биологические родители не позволят это сделать. А эти родители в основном имеют невысокий социальный статус, соответственно, дети также его наследуют.

Воспитание личности в Японии очень отличается от традиционного воспитания в России. Те грубые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках: «ты плохо себя ведешь», «сейчас я тебя накажу» невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет драться с мамой или рисовать фломастером на белой двери магазина никаких строгих наказаний и выговоров не последует. До 5-6 лет ребенку здесь разрешено все. Такие либеральные традиции воспитания совершенно не укладываются в наши представления о том, как надо воспитывать детей.

Воспитание личности.

Основы воспитания в японском обществе терпимое и доброжелательное отношение к маленькому ребенку. При этом при такой вседозволенности в детстве взрослые японские граждане отличаются умением жить интересами коллектива или фирмы и законопослушностью.

То, что россияне считают мелкими правонарушениями: пиво за рулем, конфликт с дракой на празднике, проезд на запрещающий знак или сигнал светофора для японца нарушение правил, совершение которого невозможно. Жить необходимо по правилам. Нарушить правила («потерять лицо») нельзя. Этому в Японии учат детей с раннего детства, это основы воспитания.

До пяти лет «маленький япончик» - это бог. До 5 лет для ребенка не существует никаких запретов, и его не ругают, не наказывают. Ребенок может позновать мир и ему не скажут: «нельзя», «опасно», «плохо». С нашей точки зрения это баловство, нельзя потакать капризам. Воспитание детей строится на личном примере и обращении к чувствам. Следующие 10 лет (с 5 до 15 лет) ребенок учится быть частью общества, соблюдать общественные интересы, найти свое место среди людей. Групповое сознание формируется вместе с социальной ответственностью.

Удивительный результат? На самом деле воспитание личности в японском обществе построено так, что такой результат – естественное следствие всех этапов воспитания, которые проходит ребенок от рождения до 15 лет. В 15 лет, по-мнению японцев, человек становится способным сам отвечать за свои действия и уже может жить самостоятельной жизнью. Как у них это получается?

Система воспитания в Японии.

Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

Все начинается с семьи.

Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома. Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных.

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного. Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Практически все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности – научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

Питанию детей уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день. Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп. Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.

Самым страшным наказанием для маленького японца является противопоставление его группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное, для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

Необходимый элемент японского этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются после еды, даже в парламенте - и то кланяются. Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага. Требование кланяться в ответ на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует традиция: младшие обязаны слушаться старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в детском саду.

Мальчики и девочки.

Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. В Японии считается, что мужчине нечего делать на кухне, это дело женщин. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.

Основы воспитания японских детей – многочисленные традиционные праздники. Среди них и такие, которые можно позаимствовать любой стране: День физкультуры и День благодарности труду, день мам (аналог 8 марта) и день пап. А еще есть праздник мальчиков и отдельный День девочек.

В день мальчиков изображения разноцветных карпов поднимаются в воздух. Почему именно эта рыба ассоциируется с мальчиками в Японии? Карп способен долго плыть против течения и это символ готовности будущего мужчины к преодолению трудностей жизни. Раньше этот день был днем посвящения в самураи. А день девочек несет иную смысловую нагрузку: в этот день принято делать разноцветные красивые рисовые лепешки, похожие на тортики, украшенные фигурками императорской четы.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река. (Мы называем ее Млечным путем.) На разных берегах этой реки стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу всей душой. Но только раз в году - 7 июля, когда Великая Река мелеет, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды. Точнее, Звезды Ткачихи. Женщину называют Ткачихой (ткачество в Японии - традиционно женское ремесло). В этот день дети записывают на маленьких бумажках свои заветные желания и привязывают к веткам какого-нибудь дерева. А воспитатель в детском саду рассказывает им легенды о звездах и предания о древних традициях Японии.

«Традиция» - ключевое слово для понимания культуры этой страны, которую сами японцы называют Страной восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.

По традиции японское образование является мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины - редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

Система воспитания "Икудзи".

Подход жителей Японии к воспитанию детей достаточно интересен, так как это не просто падагогика, это целая философия, направленная на заимствование, упорство и уважение личного пространства. Многие уверенны, что именно благодаря особенностям воспитания японских детей эта страна смогла добиться значительных успехов за короткое время и занять место среди ведущих стран.

Некоторые секреты японской системы образования «икудзи».

Секрет №1: «Не индивидуализм, а сотрудничество». В японском «икудзи» означает метод воспитания детей, который применяется для того, чтобы направить «дитя Солнца» по правильному пути. Такое воспитание в полной мере отражает своеобразие культуры, в которой оно сложилось.

Современная культура Японии своими корнями уходит в сельскую общину. В такой общине люди должны оказывать друг другу помощь для того, чтобы сводить концы с концами. В традиционной сельской общине Японии на первом месте стояло именно сотрудничество.

Подобное воспитание противоположно западному, а в особенности американскому, где больше внимания уделяют креативности, индивидуальности и уверенности в своих силах.

Секрет №2: «Все дети - желанные». Практически все дети желанные. Так происходит, потому что женщина может рассчитывать на положение в обществе только будучи матерью, а для мужчины большое несчастье не обзавестись наследником. Именно поэтому в японской семье ребенок не просто запланированное событие, но и долгожданное чудо.

Секрет №3: «Единство матери и дитя». Мать в Японии называют «анаэ». Перевести глагол производный от него можно как «баловать», «покровительствовать». Воспитанием занимается именно мама, так повелось в Японии из покон веков. Пока ребенку не исполнится 3 лет, женщина не выходит на работу. На попечения бабушек и дедушек детей почти не принято в Японии.

Секрет №4: «Всегда рядом». Ребенок с мамой всегда вместе. Чем бы мать не занималась, малютку всегда у груди или за спиной. Беби-слинги появились здесь раньше чем на Западе. Когда ребенок начинает ходить, он также все время под присмотром. Мамы следуют за ребенком повсюду. Нередко они становятся организаторами детских игр, в которых и сами принимают участие. Мать ничего не запрещает ребенку, он слышит только предостережения: грязно, опасно, плохо. Но в том случае, если ребенок ушибся или обжегся, мать считает, что виновата она.

Секрет №5: «Отец тоже принимает участие в воспитании». В долгожданные выходные отец тоже занимается воспитанием ребенка, в Японии принято, что досуг следует проводить в семейном кругу. Папы участвуют в прогулке, когда все семья выезжает на природу или в парк. В парках аттракционов можно встретить много семейных пар, в которых дети сидят на руках у отца.

Секрет №6: «Ребенок учиться делать как родители и даже лучше их». Японские родители относятся к типу, который старается приучать ребенка имитировать их поведение. Кром того, родители постоянно поддерживают ребенка в его начинаниях и успехах. Японки могут изменять свое отношение к детям для того, чтобы избежать душевного отчуждения.

Секрет №7: «Воспитание направлено на развитие самообладания». В детских садах и дома используются методы, которые направлены на то, чтобы развивать у детей самообладание. Для этого используются специальные приемы, такие, как «ослабление контроля воспитателя» и « делегирование полномочий надзора за поведением». В Европе и Америке к таким ситуациям относятся как к подрыву власти родителей.

Секрет №8 «Основная задача не дать образование, а воспитать». Основная задача японского детского сада - это не образование ребенка, а именно его воспитание. Дело в том, что ребенку в дальнейшей жизни постоянно придется находиться в какой-то группе и ему потребуется это умение. Дети учатся анализировать конфликты, возникшие в играх.

Еще один важный этап обучения - это обучение избегать соперничества, поскольку в таких ситуациях победа одного заставляет потерять лицо другого. По мнению японцев, самое продуктивное решение конфликтов - это компромисс. Еще древняя конституция Японии гласила, что самое главное достоинство гражданина - умение избежать противоречий.

Икудзи - странная и парадоксальная система воспитания детей. Но, всё же, она проверена веками, прекрасно работает, помогает вырастить дисциплинированных законнопослушных граждан своей страны .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предположим, в Японии детей воспитывают лучше, чем у нас. Однако даже там не согласятся с утверждением, будто взрослые японцы лучше (или хуже) взрослых русских или украинцев. Нет таких методов воспитания, к которым не прибегали бы хоть в какой-нибудь стране: там детей держат в ежовых рукавицах, здесь распускают; в этой стране особо уважают мальчиков, а, например, на Кубе - все внимание и уважение девочкам; там детей секут, а здесь считается неприличным и пальцем тронуть ребенка; там дети чуть ли не в пять лет в работу впрягаются, а здесь - до двадцати пяти лет учатся...

Результаты воспитания нельзя не признать одинаковыми, если не впадать в расизм. Нормальный человек не станет утверждать, что один народ лучше другого. Воспитание разное - результаты одинаковые. Как это может быть? Никто не может ответить. А ответ, скорее всего, в том, что и воспитание во всем мире одинаковое. Оно разнится методами, и методы, конечно, накладывают отпечаток на характер - есть ведь и национальный характер у каждого народа, он зависит и от форм воспитания. Но нравственное содержание у всех народов одно. В разных формах живет общее содержание, которое делает людей прежде всего людьми, а потом уж кубинцами или японцами.

Все семьи разные, все народы разные, все времена разные, все условия воспитания разные, но высшая нравственность одна, но правда одна, но слово "любовь" на всех языках означает одно и то же. Вот и будем учить детей жить нравственно - это возможно и в полчаса, и в десять минут, и во всех условиях.

Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет.

Обобщенный материал различных изданий.

В большинстве государств Азии системы соци­альной помощи не развиты и очень слабы.

В Индии правительство пытается сни­зить уровень рождаемости. Еще в начале 1950-х годов здесь была принята программа планирования семьи. Она проводилась, в частности, под лозунгом «Нас двое – нам двоих», призыва­ющим к стабильному воспроизводству населения. Индийские специалисты утверждают, что во многом положения данной программы выполнены. Уровень рождаемости, составлявший в среднем 6 рожденных детей на одну женщину в 1951 – 1961 гг., снизился до 3,6 детей в 1992 г. Приносят свои плоды и усилия, направленные на повышение уровня здравоохранения и меди­цинского обслуживания населения. Тем не менее, демографиче­скую ситуацию в

Индии нельзя назвать стабильной. Несмотря на проведенные реформы, многие индийские семьи испыты­вают материальные затруднения. Попытки властей усилить социальную помощь семьям зачастую не приносят ожидаемого эффекта. Этому препятствует недостаточно высокий уровень экономического развития страны.

Совершенно иное положение в области социальной защиты семьи наблюдается в Японии, относящейся к высокоразвитым странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика страны достигла небывалых ранее высот развития. Япония выступает в качестве основного конкурента наиболее высокоразвитых стран Западной Европы и США. Весомые отчисления в фонд социальной помощи позволяют решать многие проблемы япон­цев, в том числе и проблемы семьи.

До второй мировой войны в стране преобладали большие семьи, состоявшие из нескольких поколений родственников. Но в послевоенный период резко возросла численность нуклеарных семей. Одновременно значительно снизилось количество детей в семьях: в 1930 г. на одну японскую женщину приходи­лось в среднем 4,7 детей, а в 1992 г. лишь 1,5. Причины дан­ного явления кроются в разрушении традиционного уклада семейных отношений, в восприятии японками западного образа независимой женщины, в том числе независимой и от семьи. Снижение темпов рождаемости создает серьезную угрозу для Японии: уже сейчас в стране ощущается нехватка рабочих рук. Поэтому правительство многое делает для того, чтобы стиму­лировать рождаемость.

В Японии действует система отпусков, предоставляемых матерям для ухода за ребенком. Женщины имеют право вос­пользоваться дородовым (6 недель) и послеродовым (8 недель) отпуском, который оплачивается в размере 60 % заработка либо предпринимателем, либо за счет средств медицинского страхо­вания. Чтобы активизировать деятельность предпринимателей в этом направлении, государство доплачивает им за каждый предоставленный отпуск.

Любой из родителей в Японии может воспользоваться пра­вом на отпуск по уходу за ребенком, возраст которого не пре­вышает одного года.


Кроме того, японское законодательство ограничивает рабочее время женщин, чтобы дать им возмож­ность побыть дома. Так, женщинам запрещено работать с 10 ч. вечера до 5 ч. утра, за исключением женщин, имеющих такие профессии, как врач, адвокат, редактор и телефонный оператор. Против подобных ограничений выступает часть японок, считающих, что они нарушают их права.

В целях стимулирования рождаемости и защиты детства в Японии предусмотрена такая форма помощи семье, как дет­ские пособия. При рождении ребенка родители получают еди­новременное пособие, составляющее 50 % среднемесячной зара­ботной платы. Гарантированный минимум в этом случае опре­деляется в 240 тыс. иен, или в 2,5 тыс. долларов. Кроме того, японская система социальной защиты семьи предусматривает ежемесячные выплаты детских пособий. На каждого ребенка до получения им диплома о среднем образовании ежемесячно выделяется 2 тыс. иен (около 20 долларов). Средства для этого поступают из фонда страхования.

Правом на получение пособия пользуются не только работающие матери, но и неработающие супруги японцев – чле­нов различных фирм, предприятий, организаций. Этим объясняется то, что в Японии большое количество женщин-домохозяек (46 %). Укрепляет институт семьи и такой вид страхования, как пенсия по потере кормильца, выплачиваемая жене и детям.

Большую роль в сфере помощи нуждающимся семьям играют в Японии производственные корпорации. Например, концерн «Хитачи» обеспечивает своих сотрудников жильем: холостым предоставляется общежитие, а семьям служащих жилье сда­ется внаем, причем до 40 % семей доступна подобная услуга. В «Хитачи» функционирует фонд взаимопомощи, в качестве одной из задач которого выступает поддержка семей работни­ков концерна. Например, фонд выделяет средства для органи­зации свадеб, для помощи семьям в случае рождения ребенка, при поступлении ребенка в начальную

школу и т.п. Руководство «Хитачи» считает долгом лично контролировать процесс оказания необходимой помощи своим рабочим.

В то же время в Японии считается, что фирма – это боль­шая семья, интересы которой важнее, чем интересы родственников служащего. Поэтому здесь типичной является ситуация, когда муж, полностью занятый работой, оказывает недостаточное внимание жене и детям. В процессе семейной жизни супруги зачастую контактируют так мало, что к моменту выхода на пенсию у них практически не остается общих интересов. Этим объясняется большое количество разво­дов супругов, достигших преклонного возраста. Поэтому в Японии еще необходимо совершенствовать такую форму помощи семье, как обеспечение приемлемого внутрисемейного психо­логического климата, улаживание споров и разногласий между супругами. Уровень развития подобного вида помощи еще невысок.

СИРОТЫ 120: в других странах June 14th, 2013

Более-менее разобрались с американцами - посмотрим теперь еще несколько стран на предмет чему-нибудь поучиться.

Финляндия - про нее где-то читал, что там чуть ли вообще нет ни сирот, ни детских домов. Это оказалось не совсем так. Источник англоязычный нашел только один - на сайте т. наз. СОС-деревень, международной организации, занимающейся попечением о сиротах по всему миру (я ). Оттуда я узнал, что 1/5 населения Финляндии - дети до 18 лет (1,06 млн.). В 2008 году насчитали прим. 16000 детей на воспитании вне родной семьи, т.е. 1,5% (у нас в том же году - 2,6%). Подавляющее большинство - социальные сироты, в основном отобранные у пьющих родителей (пьянство и алкоголизм в Финляндии - большая беда), по другим оценкам 1/10 детей живут в семьях, где злоупотребляют алкоголем. Следов государственных сиротских учреждений я, действительно, не нашел, но СОС-деревни - это тоже институциональная форма, то, что там внутри квази-семьи, так это заводят сейчас и в наших детдомах. Написано, что есть 5 детских СОС-деревень, 2 заведения для молодежи и 13 СОС-центров социальных - что это такое доискиваться не стал.

Сос-деревня в Финляндии. Похоже, если сравнить фотографии, на то место, куда я этим летом надеюсь съездить.

Япония . Здесь тоже у меня языковая проблема. Официальных сайтов на доступном языке нету, а по-английски пишут американские волонтеры и журналисты, которым японская система решения сиротского вопроса представляется дикой, боюсь, как бы их сведения не оказались искажены возмущением. Однако выбора нет.
В марте 2011 года в Японии было 36450 детей в системе сиротского устройства. А всего детей в 2010 году (правда, они считают детей до 14 лет) 16,9 млн., т.е. сироты составляют 0,2% - в десять раз меньше нашего.
Но самое интересное про Японию - это как раз то, что возмущает американцев. Только 12% сирот усыновляются или забираются в семьи под опеку, остальные содержатся в сиротских государственных домах. Таких домов много, только в городе Нагоя их 14. И притом этих детей нельзя усыновить, так как их родители не лишены родительских прав. Лишение родительских прав в Японии крайне затруднено, не лишают даже, возмущается американка-волонтерша , если они вообще не навещают своих детей в заведении.
Причины этого явления обсуждает другой американский автор. Усыновлять не принято, это стыдно, это, если и происходит, то скрывается. Но при этом скрыть трудно из-за существующей в Японии практики «косеки», составления генеалогий, которые публикуются, общедоступны. Отданный в другую семью ребенок - позор для всего рода, тогда как его пребывание в сиротском заведении, но без формального прекращения родительства в родословии не фиксируется.
Вообще, усыновление было легализовано только в 1988 году (тогда как аборты - в 1940).
Приводится еще одно объяснение , данное в телевизионном интервью: «Человек, честность которого вызывает уважение, сказал, что после войны много детей осталось без родителей. Тогда было построено много сиротских домов. Это и стало сегодняшней системой для Японии. … “В этой системе занято много людей. К тому же, мы не любим перемен“.
(В порядке курьёза: в Японии довольно распространено усыновление, но взрослых, из каких-то имущественных соображений).
Одно из американских сообщений из Японии , правда, более позитивно - о тамошних «домах ребенка», nyuujiin. Всего их 125. И они очень понравились американскому волонтеру: дети окружены заботой, им хорошо. Персонал укомплектован так, что один человек приходится на каждых двоих детей.

Тут, в случае Японии, поучительно - не в том смысле, что этому надо подражать, а в том, что это вскрывает глубинные закономерности, с которыми приходится считаться - поучительна сила традиции: вот не принято усыновлять детей и всё тут. Кстати,

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Японские дети вызывают восхищение - они, как правило, хорошо воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами. Вы вряд ли увидите в Японии малыша, истерящего в магазине из-за игрушки (хотя, разумеется, из всего бывают исключения).

Мы в сайт подумали, что и нам стоит кое-что перенять у японцев, и собрали основные принципы их воспитания.

В Японии мама и ребенок очень близки. Эта близость выражается и в быту: мать и малыш спят вместе, она довольно долго носит ребенка на себе - в старину в чем-то наподобие слинга (онбухимо), а сегодня - в современных его аналогах. И о совместном сне, и о ношении на себе ребенка можно встретить много упоминаний в японской художественной литературе.

Связь «мама - ребенок» выражается и на эмоциональном уровне: мама принимает все, что он делает, с любовью, терпением и заботой: ребенок для нее идеален.

Востоковед Г. Востоков еще в начале прошлого века писал в книге «Япония и ее обитатели»: «Никакой ворчливости, никаких строгостей; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония - детский рай , в котором нет даже запрещенных плодов».

Принцип «икудзи» (тот самый, когда ребенок «сначала - бог, а потом - слуга») гласит, что до 5 лет малышу можно все. Это не вседозволенность и не баловство, как думают многие иностранцы. Это создание у ребенка образа «я хороший и любимый».

Гравюры японских художников конца XVII - начала XIX вв. Справа: мама и ребенок, привязанный у нее за спиной, любуются золотыми рыбками.

Такое отношение способствует формированию «амаэ». Аналогов этому слову нет в других языках, и его можно перевести как «зависимость от любви ближних», проще говоря, привязанность. «Амаэ» - основа отношений между детьми и родителями, и это значит, что дети могут полностью полагаться на родителей и их любовь, а старики - получить то же самое от взрослых детей. И мамы, окружая детей любовью и с ласковым снисхождением принимая их промахи, формируют это самое «амаэ» - сердечную связь.

Наверное, все слышали о системе воспитания «икудзи» (ребенок до 5 лет - бог, с 5 до 15 - слуга, с 15 - равный), но многие понимают ее очень поверхностно: вроде как до 5 все можно, а потом ничего нельзя, и это странно.

На самом деле философия «икудзи» направлена на то, чтобы воспитать члена коллективного общества, где интересы человека уходят на второй план. Это своего рода стресс, и японские родители стремятся вырастить в таких условиях гармоничную личность, которая найдет свое место в системе и при этом не будет принижать свою ценность.

На первом этапе («бог») они окружают дитя безусловной любовью и поддержкой. На втором этапе («слуга») эта любовь никуда не уходит, просто ребенок активно учится жить по правилам общества и стремится занять в нем свое место. При этом большое влияние на ребенка оказывает сильная привязанность к маме, которая сформировалась в первые годы, - он будет стараться вести себя правильно, чтобы ни за что не огорчить ее.

Что интересно, в японских образовательных учреждениях важная роль отводится не только образованию, но и воспитанию, и в них отсутствует конкуренция: никто не лучше и не хуже окружающих.

Все равны. Японская принцесса Айко (вторая справа) выступает вместе со школьными товарищами на атлетическом фестивале в Токио.

«В Японии стараются не сравнивать детей друг с другом. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не жалуется родителям, что их ребенок плохо рисует или медленнее других бегает. Выделять кого-либо из группы в Японии не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях - „побеждает дружба“ или в крайнем случае одна из команд», - говорится в книге «Воспитание по-японски» (авторы - специалисты по культуре и истории Японии, которые жили и работали в этой стране).

На третьем этапе («равный») ребенок считается сформировавшимся членом общества . Воспитывать его уже поздно, и родителям остается только пожинать плоды своих усилий.

Воспитанием детей, как правило, занимается мама. Она проводит с детьми много времени - японцы считают, что раньше 3 лет ребенка отдавать в сад не стоит. И в основном не принято «скидывать» малышей на бабушек или пользоваться услугами нянь.

Но при этом большое значение придается «расширенной» семье: дети активно общаются с бабушками-дедушками и прочими родственниками. Отношения между поколениями полны чуткости и внимания, и к мнению стариков здесь принято прислушиваться. Семья - это ближний круг, в котором царит «амаэ» и где всегда поддержат и позаботятся.

Чтобы научить ребенка жить в коллективном обществе, нужно прежде всего показать ему, что значит видеть и уважать чувства и интересы окружающих .

Поэтому японки, в свою очередь, уважают чувствительность детей. Они не давят, не стыдят их чрезмерно, а скорее взывают к эмоциям малышей или даже неодушевленных предметов. Если, например, ребенок ломает машинку, японская мама скажет : «Машинке больно, она сейчас заплачет». Европейская же, скорее всего, сделает такое замечание: «Перестань, так делать нехорошо». Да еще добавит, сколько ей пришлось работать, чтобы купить игрушку.

Сами японцы не утверждают, что их методы единственно правильные. Да и западные ценности в последнее время оказывают большое влияние на их традиции. Но во главе японского подхода - спокойное, терпеливое и полное любви отношение к детям. И этому точно стоит поучиться .

Похожие публикации