Тест л г матвеевой тип мышления. Как определить свой тип мышления
Инструкция
Предметное мышление характерно для людей с практическим складом ума. Для вас характерно сначала сделать, а потом уже подумать. Решение проблем происходит исключительно на личном опыте. Вы склонны учиться только на собственных ошибках, а чужие вас не интересуют. Вам нравится творческий процесс: что-нибудь мастерить, самому ремонтировать. Про вас отзываются не иначе, как «золотые руки». Вы воспринимаете только факты, материальные предметы и доказательства. Умозаключения, рассуждения и логические выводы вам не понятны. Вы не любите объяснять причину своих поступков, а «просто делаете, и все!» Профессии: водители, танцоры, артисты, спортсмены, слесари.
Образным мышлением наделены творческие личности с художественным складом ума. Сначала мысль у них складывается в образ, который в дальнейшем побуждает к действиям. Вы затрудняетесь пересказать прочитанное, если не представили мысленно картину происходящего. Для лучшего восприятия можете набросать рисунок или схему намеченных вами действий. Любите посещать выставки, праздничные мероприятия. Вы наслаждаетесь красивыми картинами и предметами искусства, а когда слышите знакомую музыку, можете представить конкретное событие из своего прошлого. Профессии: дизайнер, архитектор, писатель, сценарист, художник, актер, поэт, режиссер.
Знаковое мышление складывается у людей с гуманитарным складом ума. Человек преобразует информацию с помощью понятий и высказываний в определенные умозаключения. У вас много друзей, и вы с легкостью общаетесь с незнакомыми вам людьми, любите шумные компании. Вам нравится много читать и узнавать новое. Вы любите много общаться, четко и последовательно свои мысли и требовательны к форме выражения мыслей собеседника. Профессии: преподаватели, ведущие, журналисты, политики.
Символическое мышление характерно для людей с математическим складом ума. Человек воспринимает информацию в виде наглядных символов, формул и структур. Вы очень хорошо воспринимаете зрительную информацию, грамотны и способны к изучению языков. Вам с легкостью даются точные науки и нравится производить расчеты. Ваше внимание привлекают зрительные образы. Профессии: экономисты, физики, программисты, ученые, математики.
Креативное мышление может быть свойственно любому из выше перечисленных видов и является лишь дополнительной чертой. Людям, обладающим творческим мышлением, гораздо проще добиться успеха в любых начинаниях. У вас неумная фантазия, вы любите постоянно что-то творить и совершать нестандартные поступки. Вам нравится процесс преобразования, а когда цель достигнута, появляется новая «идея-фикс». Вы любите перемены и вас не интересуют чужие правила и стереотипы поведения. Вам нравится руководить процессом и задавать ритм.
1.Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека-это:
а)внимание
б)мышление
г) логика Высшая форма мышления-это:
а)конкретизация
б) анализ
в) умозаключение
г) понятие
3. Основная особенность творческого мышления-это:
а) умение извлекать главное
б) способность реагировать на внутренние и внешние действия
в)склонность индивида к определённым психическим сознаниям
г)умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь
4. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо:
а) сосредоточиться
б)решение задачи путём решения предыдущих сложнорешаемой задачи
в) умело выбрать пути решения
г)интелект
5. Абстрактно-логическое мышление тождественно:
а) понятийному мышлению
б)практическому мышлению
в)образному мышлению
г)логическому мышлению
6. Понятийное мышление-это:
а) извлечение образов, воссоздающихся воображением
б)использование определённых понятий
в)мышление, связанное с конкретной деятельностью
г)мышление, опирающиеся на образы
7. Понятие-это:
а) отражение общих и существенных св-ов предметов или явлений
б) деятельность, осуществлённая с реальными предметами
в)вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности
г)логическое тождество понитейному мышлению
8. Обобщение-это:
а)установление сходства и различия между предметами
б)отделение существенного от не существенного
в) общий вывод мыслительных операций
г)мысленное отвлечение от частей предметов для выделения его существенных признаков
9.Смантическая спонтанная гибкость это:
а) способность видеть объект под новым углом зрения
б) способность изменять восприятие объекта
в)способность продуцировать различные идеи в неопределённых ситуациях
г)способность яркого выражения идеи
10. Абстрактно-логическое мышление тождественно:
а) практическому мышлению
б) понятийному мышлению
в) образному мышлению
г) наглядно-действенному
Тесты на тему “Мышление”
1. Что такое практическое мышление?
а) мышление, связанное с практической деятельностью
б) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения
в) мышление, связанное с конкретной деятельностью
г) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом
2. Что такое понятие?
а) это отражение общих и существенных средств предметом или явлений
б) это невозможность припоминать или узнать
в) это вид коммуникативной деятельности
г) это основное звено процессов деятельности
По характеру мышление бывает:
а)теоретическое и практическое
б) активное и пассивное
в) продуктивное и непродуктивное
г) осознанное и неосознанное
4. Сравнение это:
а) относительная устойчивая система мотивов
б) это установленные сходства и различия между предметами
в) высшее проявление чувств
г) вид коммуникативной деятельности
5.Формы мышления:
а) понятие, суждение, умозаключение.
б) чувства, настроение, депрессия
в) воображение, любознательность, активность
г) отчаяние, опустошение, страх
6.Высшая форма мышления:
а) сравнение
б) понятие
в) умозаключение
г) дедукция
7. Отражение общих и существенных средств предметов или явлений это:
а) понятие
б) суждение
в) осознавание
г) потребность
8.Сколько этапов выделял Выготский Л. С в переходе к формированию понятий:
9. По степени новизны мышление делится:
а) продуктивное и непродуктивное
б) понятийное и образное
в) абстрактное и логическое
г) осознанное и неосознанное
(Г.В. Резапкина)
Цель : определение преобладающего типа мышления.
Инструкция . Вам предлагается 40 утверждений. Помните, что в этом тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот вариант, который первым пришел вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»).
Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
Мне интересно составлять компьютерные программы.
Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
Я люблю играть в шахматы.
Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Когда я читаю книгу, я чётко вижу её героев и описываемые события.
Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
Мне нравится всё делать своими руками.
В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
Я придаю большое значение сказанному слову.
Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
Я понимаю красоту математических формул.
Мне легко говорить перед любой аудиторией.
Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
Не люблю ходить одним и тем же путем.
Истинно только то, что можно потрогать руками.
Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов .Подсчитайте количество баллов по каждой из шкал (количество баллов по шкале равно количеству плюсов по ней):
Предметно-действенное : 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36;
Абстрактно-символическое : 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37;
Словесно-логическое : 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38;
Наглядно-образное : 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39;
Креативность (творческое) : 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40.
Количество баллов по шкале указывает на уровень развития данного типа мышления: 0-2 баллов – низкий; 3-5 баллов – средний; 6-8 баллов – высокий.
Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать свою успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Независимо от типа мышления человек характеризуется определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссёры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссёр должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный тест поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, то нажмите Да, если не согласны - Нет.
ВОПРОСЫ:
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
4. Мне нравиться живопись, скульптура, архитектура, музыка.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение словам.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которое не существует в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел бы подчинить свою жизнь строгой системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.
33. Я легко усваиваю незнакомы фразы и грамматические конструкции языка.
34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма
40. Я не могу успокоиться, пока не свою работу до совершенства.
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
В каждой колонке указаны номера вопросов. Каждый ответ "Да" на вопрос считается за 1 балл, ответ нет - "0". Посчитайте количество баллов в каждой колонке.
Колонка 1 |
Колонка 2 |
Колонка 3 |
Колонка 4 |
Колонка 5 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
|
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|
результат П-Д |
результат А-С |
результат С-Л |
результат Н-О |
результат К |
Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.
- П редметно-действенное мышление
- А бстрактно-с имволическое мышление
- С ловесно-л огическое мышление
- Н аглядно-о бразное мышление
- К реативность
Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления:
- 0-2 – низкий,
- 3-5 – средний,
- 6-8 – высокий.
РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Предметно – действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Эти мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.
2. Абстрактно – символическим мышлением обладают многие люди науки - физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно – логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было и то, что будет и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.
5. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)
Назначение теста
Диагностика типа мышления респондента.
Инструкция к тесту
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет - минус.
Тест
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
0-2 - низкий,
. 3-5 - средний,
. 6-8 - высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.